ОКНА ГОРНЕГО МИРА
ОКНА
ГОРНЕГО
МИРА
Рукописные иконы. Заказать или купить икону в СПб.
ИКОНЫ
СПАСИТЕЛЯ, БОГОРОДИЦЫ
ВЕНЧАЛЬНЫЕ, СЕМЕЙНЫЕ
ИМЕННЫЕ
Иконописные школы

Болгария, Сербия, Македония

В Болгарском средневековом искусстве иконопись появилась одновременно с принятием христианства в 864 году. Вместе с византийским религиозным обрядом были восприняты идейно-эстетические, сюжетно-тематические и технические особенности иконописи. В многочисленных церквях столицы Первого болгарского царства (681-1018) Преслава, наряду с монументальным искусством, широко используется икона.

Наиболее ранняя болгарская икона, выполненная в керамической технике, датируется IX-X веком и определяет Преславу, как первый славянский центр искусства иконописи. Первообразом здесь была византийская иконопись, но вскоре она смешалась с существующими местными традициями.

В качестве второго славянского центра восточно-христианского искусства вырастает Охрид, находящийся в то время в пределах Первого болгарского царства. Дальнейшая судьба этого города превращает его искусство не только в местное македонское проявление, но и в общее славянское достижение.

Если во времена византийского владычества (1018-1185) иконопись считалась делом византийских мастеров, то в эпоху Второго болгарского царства (1185-1396), когда столицей и культурным центром страны становится Тырново, расширяется и обогащается развитие местной иконописи. В этот период в иконописи существуют два основных течения: народное и дворцовое. Первое связано с народными традициями, а второе берет свое начало от Тырновской художественной школы живописи, на которую оказывало большое влияние искусство ренессанса. В XIII-XIV веках здесь создаётся ряд блестящих памятников болгарской иконописи.

В первые десятилетия турецкого нашествия (1396-1878) церковное искусство замирает, но уже в конце XV и в XVI веке вновь создаются значительные произведения. Ими украшаются церкви и иконостасы в тайных домашних молельнях. Икона приобретает и новое содержание: она уже является не только предметом культа, но и отличительным национальным признаком. В те времена, когда Болгария была частью Османской империи, иконопись, славянская письменность и христианство помогли сохранить народное самосознание болгар.

В этот период существенных перемен в иконографии не наступает, но возрастает количество бытовых подробностей, в иконы вставляются образы болгарских святых. С XV века в иконы входят и становятся частым явлением посвящения заказчиков и дарителей. Если раньше произведения иконописцев были почти всегда анонимными, то уже в конце XVI века на иконе появляются имена болгар-иконописцев, учащается появление славянских надписей.

В XVII и в начале XVIII века, когда был отменён запрет на строительство новых церквей, разнообразие типов икон в Болгарии возрастает. В одних центрах сохраняется давно установленный торжественно-представительный стиль, в других – более упрощённое понимание образа. В XVII веке создатели икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используют покрытые резьбой сложно профилированные рамы, пластическую моделировку, гравировку.

Национальное Возрождения Болгарии привнесло некоторое обновление в иконопись. Во 2-й пол.XVIII –посл.четв.XIX века. в иконе сказываются западные влияния. Однако они – непосредственные или проникшие через итало-критскую школу – не приводят к художественному обогащению образа. В это время ослабевает традиционный аскетизм образа, и художники стремятся оживить, разукрасить икону, прибегая для этого к яркому, радостному колориту. Новый стиль, близкий народным традициям, яркие, жизнерадостные цвета, персонажи в костюмах современной эпохи, частое изображение болгарских царей и святых (позабытых во времена османского ига) являются отличительными чертами иконописи болгарского Возрождения. Растёт влияние светского искусства. Параллельно с профессиональной живописью развивается искусство народных мастеров-самоучек.

В целом художественные достижения болгарской иконописи остаются в сфере средневековой византийской эстетики, при этом здесь находят отражения и местные, славянские черты. Сходство некоторых средневековых болгарских и русских икон указывает на общую для славян трактовку, возникшую в результате стремления выразить земное чувство средствами моленного образа, не выходя при этом за его рамки.

В Сербии, в отличие от Болгарии и России, ранняя иконопись была преимущественно в технике фрески. Такие изображения охотно размещались по сторонам алтарной преграды. Тематика этих изображений весьма разнообразна.

Ведущие монастыри имели в Сербии свои иконописные школы. Одна из самых значительных школ находилась в Дечанах, где сохранилось много старых сербских икон.

Одно из направлений сербской средневековой иконописи можно назвать грекофильским. Тонкий рисунок и миниатюрная техника письма икон этого направления сближают их с произведениями греческих мастеров. Но одновременно существовало и другое течение. Принадлежавшие к нему мастера продолжали писать «по старинке» и культивировали примитивный строй форм. Это архаизирующее течение особенно усилилось к середине XIV века, когда разрыв царя Душана с Византией способствовал оживлению местных центров и активизировал деятельность македонских и приморских мастеров.

Очень близкие по стилю к фрескам дечанского храма, иконы датируются серединой XIV века. В сербской иконописи второй половины XIV столетия, как и в современной ей византийской, намечается усиление сухости трактовки и кристаллизация стандартных иконописных приемов. Но мастера моравской школы продолжали писать в более свободной манере.

Сербская школа живописи оказала сильнейшее воздействие на соседние области в силу богатства ее иконографии и доступности ее простонародных форм, пользовавшихся успехом в монастырской среде, для которой утонченный художественный язык Византии часто оказывался слишком сложным. Влияния сербской живописи видны даже в росписях отдельных церквей в Кастории и метеорских монастырей в Фессалии, в живописи румынской церкви св. Николая в Куртя де Арджеш (середина XIV века) и Ковалевской церкви в Новгороде (1380).

Эти же влияния, несомненно, во многом определили собою стиль афонских фресок начала XIV века, особенно Хиландара. Именно из Сербии Афон черпал тот богатейший репертуар иконографических типов, которые легли в основу процветавшего на её почве монастырского искусства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2014