ОКНА ГОРНЕГО МИРА
ОКНА
ГОРНЕГО
МИРА
Рукописные иконы. Заказать или купить икону в СПб.
ИКОНЫ
СПАСИТЕЛЯ, БОГОРОДИЦЫ
ВЕНЧАЛЬНЫЕ, СЕМЕЙНЫЕ
ИМЕННЫЕ
Иконописные школы

Русская иконопись

В России иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI – XII веков был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Но самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом.

В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Главная особенность русской иконы XIV—XV веков – её внутренняя духовность, т.е. светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, - они источают его изнутри. Начиная со 2-й трети XVII века, икона утрачивает обращённость к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосоставность и перегруженность композиций, постепенный отход от традиций, внедрение западных влияний приводят к упадку традиционной древнерусской иконы. С XVII века, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную технику постепенно вытесняет масляная живопись, в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «древнерусское искусство». Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла М. Н. Соколова (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2014