Иконописный сайт

«Окна горнего мира»

Жития, Биографии, Справки, Статьи, Словарь
IKONA.SPB.RU sozdanie@mail.ru
ОКНА ГОРНЕГО МИРА

Фотоархив

Иконы
Спасителя, Богородицы, Святых, Семейные, Венчальные
IKONA.SPB.RU/ALBUM
+7 911 242 09 50

Византийская иконопись

Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Балканского полуострова, Армении, Древней Руси. Произведения иконописи, созданные в этих местах, причисляют к византийской школе, однако все эти регионы интерпретировали столичное, константинопольское искусство согласно своей специфике. Поэтому в контексте византийской школы иконописи выделяют иконы, написанные недалеко или непосредственно в Константинополе.

I-IV века относят к раннехристианской культуре, времени сложения основных мыслей и направляющих всего будущего искусства, как Запада, так и Востока. С V века начинается ранневизантийский этап в искусстве.

После яркого становления иконографии образов ранневизантийского периода наступают темные века иконоборчества (VIII в.). Религиозная живопись преследовалась иконоборцами, иконы уничтожались, а фрески и мозаики сбивались. Это время гонений на христиан, росписей катакомб, сильного античного начала в изображениях святых.

В 843 году на церковном Соборе при императрице Феодоре иконоборчество было официально осуждено. Начинается Македонский ренессанс, названный так в честь новой правящей династии. Это время становления Константинополя, как центра христианского искусства - его влияние распространялись на все более отдаленные территории.

IX-XII века можно обозначить как период средневизантийского искусства, который продлился до падения Константинополя в борьбе с крестоносцами в 1204 году. И с XIII до XV века обозначается поздневизантийский период, длящийся до 1453 года - времени окончательного завоевания Великой византийской метрополии.

Классический этап развития византийской иконописи начался во второй половине XI века и проходил по XII век включительно. В это время получают распространение изящные, набираемые из мельчайших кубиков мозаичные иконы. Наибольшее распространение они получат в конце XIII – XIV века.

Поздневизантийский период, начавшийся с завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, стал заключительным этапом в развитии византийской школы иконописи. Под властью завоевателей столица Византии находилась вплоть до 1261 года, когда императору из новой династии Палеологов - Михаилу VIII удалось отвоевать её обратно. На время завоевания центром империи стал малоазийский город Никея. Таким образом, искусство потеряло свой столичный стержень и многие мастера разъехались по соседним государствам, что вызвало быстрое развитие национальных школ Сербии, Болгарии, Руси, Грузии, Армении.

Болгария, Сербия, Македония

В Болгарском средневековом искусстве иконопись появилась одновременно с принятием христианства в 864 году. Вместе с византийским религиозным обрядом были восприняты идейно-эстетические, сюжетно-тематические и технические особенности иконописи. В многочисленных церквях столицы Первого болгарского царства (681-1018) Преслава, наряду с монументальным искусством, широко используется икона.

Наиболее ранняя болгарская икона, выполненная в керамической технике, датируется IX-X веком и определяет Преславу, как первый славянский центр искусства иконописи. Первообразом здесь была византийская иконопись, но вскоре она смешалась с существующими местными традициями.

В качестве второго славянского центра восточно-христианского искусства вырастает Охрид, находящийся в то время в пределах Первого болгарского царства. Дальнейшая судьба этого города превращает его искусство не только в местное македонское проявление, но и в общее славянское достижение.

Если во времена византийского владычества (1018-1185) иконопись считалась делом византийских мастеров, то в эпоху Второго болгарского царства (1185-1396), когда столицей и культурным центром страны становится Тырново, расширяется и обогащается развитие местной иконописи. В этот период в иконописи существуют два основных течения: народное и дворцовое. Первое связано с народными традициями, а второе берет свое начало от Тырновской художественной школы живописи, на которую оказывало большое влияние искусство ренессанса. В XIII-XIV веках здесь создаётся ряд блестящих памятников болгарской иконописи.

В первые десятилетия турецкого нашествия (1396-1878) церковное искусство замирает, но уже в конце XV и в XVI веке вновь создаются значительные произведения. Ими украшаются церкви и иконостасы в тайных домашних молельнях. Икона приобретает и новое содержание: она уже является не только предметом культа, но и отличительным национальным признаком. В те времена, когда Болгария была частью Османской империи, иконопись, славянская письменность и христианство помогли сохранить народное самосознание болгар.

В этот период существенных перемен в иконографии не наступает, но возрастает количество бытовых подробностей, в иконы вставляются образы болгарских святых. С XV века в иконы входят и становятся частым явлением посвящения заказчиков и дарителей. Если раньше произведения иконописцев были почти всегда анонимными, то уже в конце XVI века на иконе появляются имена болгар-иконописцев, учащается появление славянских надписей.

В XVII и в начале XVIII века, когда был отменён запрет на строительство новых церквей, разнообразие типов икон в Болгарии возрастает. В одних центрах сохраняется давно установленный торжественно-представительный стиль, в других – более упрощённое понимание образа. В XVII веке создатели икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используют покрытые резьбой сложно профилированные рамы, пластическую моделировку, гравировку.

Национальное Возрождения Болгарии привнесло некоторое обновление в иконопись. Во 2-й пол.XVIII –посл.четв.XIX века. в иконе сказываются западные влияния. Однако они – непосредственные или проникшие через итало-критскую школу – не приводят к художественному обогащению образа. В это время ослабевает традиционный аскетизм образа, и художники стремятся оживить, разукрасить икону, прибегая для этого к яркому, радостному колориту. Новый стиль, близкий народным традициям, яркие, жизнерадостные цвета, персонажи в костюмах современной эпохи, частое изображение болгарских царей и святых (позабытых во времена османского ига) являются отличительными чертами иконописи болгарского Возрождения. Растёт влияние светского искусства. Параллельно с профессиональной живописью развивается искусство народных мастеров-самоучек.

В целом художественные достижения болгарской иконописи остаются в сфере средневековой византийской эстетики, при этом здесь находят отражения и местные, славянские черты. Сходство некоторых средневековых болгарских и русских икон указывает на общую для славян трактовку, возникшую в результате стремления выразить земное чувство средствами моленного образа, не выходя при этом за его рамки.

В Сербии, в отличие от Болгарии и России, ранняя иконопись была преимущественно в технике фрески. Такие изображения охотно размещались по сторонам алтарной преграды. Тематика этих изображений весьма разнообразна.

Ведущие монастыри имели в Сербии свои иконописные школы. Одна из самых значительных школ находилась в Дечанах, где сохранилось много старых сербских икон.

Одно из направлений сербской средневековой иконописи можно назвать грекофильским. Тонкий рисунок и миниатюрная техника письма икон этого направления сближают их с произведениями греческих мастеров. Но одновременно существовало и другое течение. Принадлежавшие к нему мастера продолжали писать «по старинке» и культивировали примитивный строй форм. Это архаизирующее течение особенно усилилось к середине XIV века, когда разрыв царя Душана с Византией способствовал оживлению местных центров и активизировал деятельность македонских и приморских мастеров.

Очень близкие по стилю к фрескам дечанского храма, иконы датируются серединой XIV века. В сербской иконописи второй половины XIV столетия, как и в современной ей византийской, намечается усиление сухости трактовки и кристаллизация стандартных иконописных приемов. Но мастера моравской школы продолжали писать в более свободной манере.

Сербская школа живописи оказала сильнейшее воздействие на соседние области в силу богатства ее иконографии и доступности ее простонародных форм, пользовавшихся успехом в монастырской среде, для которой утонченный художественный язык Византии часто оказывался слишком сложным. Влияния сербской живописи видны даже в росписях отдельных церквей в Кастории и метеорских монастырей в Фессалии, в живописи румынской церкви св. Николая в Куртя де Арджеш (середина XIV века) и Ковалевской церкви в Новгороде (1380).

Эти же влияния, несомненно, во многом определили собою стиль афонских фресок начала XIV века, особенно Хиландара. Именно из Сербии Афон черпал тот богатейший репертуар иконографических типов, которые легли в основу процветавшего на её почве монастырского искусства.

Греческая школа иконописи

После падения Константинополя в 1453 году главным центром греческой иконы оказалась столица острова Крит - Кандия, куда стали переселяться константинопольские мастера, спасаясь от турецких завоеваний. С 1210 по 1669 годы Крит находился под властью Венецианской Республики. В этот период множество икон делалось здесь на заказ для католических и православных стран и монастырей. Самыми крупными заказчиками были греческие монастыри Синая, Афона, Патмоса

Во второй половине XV века произошел расцвет критской школы. Художники обращаются к константинопольским произведениям XII века, копируют их сюжеты, дополняя новыми деталями. Но в начале XVI века художники начали уезжать с Крита в другие регионы и монастыри, куда их приглашали для росписей храмов (на Афон, в Метеоры),

В 1669 году Кандия была завоевана турками, что привело к переселению художников на Ионические острова, в Грецию, Южную Италию, Венецию, Патмос, Синай, Иерусалим.

Кроме Крита иконопись развивалась так же и в Центральной и Северной Греции, в монастырях Афона, Метеорах, Янинах, Фессалии, Беотии, Македонии. В XV-XVI веках солуно-македонская школа стала ведущей в иконописи этого региона.

В конце XVI - XVII веках на Афоне сохранялись старые традиции местной и критской школ, хоть и появлялись новые виды иконографии, в частности, основанные на гравюрах Дюрера. Но в целом, иконопись остается консервативной, и образы предыдущих столетий копировались - в качестве даров для христианских правителей и для многочисленных паломников.

В XVIII веке в иконах появляются изображения монастырей Афона с окрестностями, в своей топографической точности восходящие к гравюре. В XVIII–XIX веках при общей тенденции к упрощению, мастера всегда следовали канону, и даже при нововведениях сохранялась четко различимая основа византийской традиции.

Русская иконопись

В России иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI – XII веков был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Но самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом.

В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Наивысшего расцвета русская иконопись достигает к XIV—XV векам, выдающимися мастерами этого периода являются Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий.

Главная особенность русской иконы XIV—XV веков – её внутренняя духовность, т.е. светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, - они источают его изнутри. Начиная со 2-й трети XVII века, икона утрачивает обращённость к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосоставность и перегруженность композиций, постепенный отход от традиций, внедрение западных влияний приводят к упадку традиционной древнерусской иконы. С XVII века, иконы начинают писаться больше «на заказ», а с XVIII века традиционную темперную технику постепенно вытесняет масляная живопись, в которой используются приёмы западноевропейской художественной школы. Икона максимально приближается к портрету. К иконописанию привлекаются светские, в том числе и неверующие, художники.

После так называемого «открытия иконы» в начале XX века появился большой интерес к древней иконописи, технология и мироощущение которой сохранились к тому времени практически только в старообрядческой среде. Начинается эпоха научного изучения иконы, в основном, как культурного феномена, в полном отрыве от главной её функции.

После Октябрьской революции 1917 года в период гонений на Церковь множество произведений церковного искусства было утрачено, иконе в «стране победившего атеизма» определено было единственное место — музей, где она представляла «древнерусское искусство». Иконопись приходилось восстанавливать по крупицам. Огромную роль в возрождении иконописи сыграла М. Н. Соколова (монахиня Иулиания). В эмигрантской среде восстановлением традиций русской иконописи занималось общество «Икона» в Париже.